Стоит ли говорить, что единое мнение на этот счет так и не сформировалось. Причем весомые аргументы есть как у тех, кто выступает за дополнительные занятия по субботам, так и у их противников.
«Упущенную программу за два месяца не наверстаешь. Детям, которые не готовы к экзаменам в марте, дополнительные уроки по субботам уже не помогут. К ЕГЭ готовятся с 10 класса минимум, а не с четвертой четверти 11. Подозреваю, что будет как обычно: ответственные ученики и отличники, которые и так готовы, придут, а двоечники, ради которых это все и задумывалось, будут спать дома», – Борис В., отец 11-классницы.
«Если в эти субботы будут действительно готовить конкретно к ОГЭ, а не ставить предметы типа ОБЖ или краеведения, то очень даже за. У меня у сына в классе сейчас бывают дни, когда по восемь-девять уроков в день, они там сидят уже никакущие, а потом приходят домой и с репетиторами решают математику», – Альфира Р., мама 9-классника.
Сами дети признают, что дополнительные занятия им бы не помешали, но у них остаются вопросы организации таких рабочих суббот.
«Я сдаю ЕГЭ по географии, единственная в параллели, для меня одной будут делать рабочую субботу? А к ЕГЭ по русскому языку, обязательному, нас и так хорошо готовят на уроках. Поэтому не могу сказать точно, нужны мне такие субботы или нет, хотя нашего мнения еще никто и не спрашивал», – Ангелина Ф., ученица 11 класса.
Мы так же попросили оценить уровень подготовки детей к экзаменам репетиторов. Из опрошенных нами специалистов большой разницы между знаниями выпускников, которые учились на дистанте в пандемию, и выпускников прошлых лет никто не заметил.
Эльмира Гимаева, репетитор по русскому языку, стаж девять лет: «В основном я занимаюсь со школьниками, которые практически не готовы к экзаменам, с ними приходится учить все с нуля. Это непросто, потому что за несколько месяцев нужно вспомнить всю школьную программу, в том числе спряжения глаголов и даже падежи – что уж тут говорить о запятых. Как правило, родители вспоминают о том, что необходимо готовиться к экзаменам, в лучшем случае в октябре-ноябре, хотя с такими детьми нужно начинать заниматься с начала восьмого класса.
Уровень подготовки школьника зависит только от него самого. Если ребенок понимает, что его знаний недостаточно для получения высоких баллов, он будет старательно выполнять все задания репетиторов и учителей или больше заниматься самостоятельно. Если же он занимается с репетитором потому, что «мама так хочет», естественно, результат будет минимальный. И так было всегда – и до пандемии, и сейчас».
Мария Долгополова, кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку и литературе с 10-летним стажем: «Я считаю, что в целом уровень знаний школьников не изменился за последние десять лет, не то что за пандемию. Всегда есть, например, способные дети, которые к чему-то стремятся. И есть те, кто не хочет прилагать усилий или кому не хватает способностей.
Сейчас очень много различных интернет-ресурсов, которые помогают в подготовке к экзаменам. Это все дистанционно, поэтому пандемия никак на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ повлиять не могла».
Арсэн Атнагулов, репетитор по математике, бывший преподаватель вуза: «Я, как репетитор, могу судить обо всем комплексе предметов только со слов учеников и их родителей, но проблема нехватки условий для нормального обучения детей от перехода на дистанционное обучение не могла ослабнуть, а лишь наоборот. Особенно в силу того, что немалая доля педагогов не очень легко может адаптироваться к формату, в отличие от тех же учеников. Плюс если вживую проще отследить работу на уроке и восприятие материала, то в интернете успеть проконтролировать всех объективно тяжело, потому урок держится на том, чтобы поняли хотя бы те, кто быстрее остальных улавливает и лучше учится. К сожалению, ни часы нагрузки, ни оплата не могут позволить заниматься, разбив детей хотя бы на не слишком большие группы более-менее одинакового уровня.
Но проблемы дистанционного образования, разумеется, не столько в его дистанционности, сколько в целом в том, как организован процесс. Разумеется, в этих условиях детям приходится еще больше добирать знаний с репетиторами, для чего им, скорее, нужно больше свободного от школы времени, а не наоборот».